Жажда наживы.
Пьеса в шести актах с прологом.
Пролог
Что общего между такими игровыми платформами, как PC и Java? На первый взгляд - довольно-таки сложный вопрос. Разные целевые аудитории - если у PC игр это люди не только младшего, но также среднего и старшего возрастов, то у мобильных игр это в основном дети - от 12 и до 17 лет. Мало кто может с этим не согласиться. Конечно же, есть отдельные экземпляры, для которых Java представляет интерес и после переходного возраста, но, признайте, таких очень и очень мало, и повлиять на общий процент они не могут. Следующая категория сравнения двух платформ - это их технические характеристики. И тут PC обходит Java с огромнейшим перевесом. Мобильные телефоны только сейчас начали постепенно подбираться к компьютерным
играм 10-летней давности. Несравнимы также и масштабы компаний-разработчиков - редко когда в офисе команды, разрабатывающей мобильную игрушку, наберется больше шестидесяти человек. Исключение, конечно, составляют такие гиганты, как Gameloft, HangyGames и прочие. Но даже они не идут ни в какое сравнение с Bethesda, Rockstar, EA... Так что же вообще может быть общего у них? Отвечу - жажда наживы.
К несчастью, практически все в нашем мире делается при помощи денег и ради них же. Большинство действий любого человека имеют в себе финансовую подоплеку, если копнуть чуть глубже поверхностного слоя. Приведу несколько банальнейших примеров из все той же области - мобильных игр. Вспомним HeroCraft и их аркаду "Му-му: Судный день". Большинство игроков этот проект не зацепил. Спустя месяц после начала продаж совместно с нашим журналом компания-разработчик запустила конкурс "Му-му: Турнирный день". Любой желающий мог скачать специальную бесплатную версию
игры и постараться набрать максимальное количество очков. Победитель получал приличную сумму на свой счет. Конечно же, этот маркетинговый ход поднял интерес к их творению, многие, скачав эту самую "турнирную" версию, загорелись желанием ознакомиться и с полной игрой. Количество таких желающих очень быстро окупило все затраты, связанные с проведением конкурса. Но это - нормальный случай, ведь в данном случае, как говорится, "и овцы сыты, и волки целы". Прыгнем во времени еще чуть-чуть назад. Вспомним Qplaze с их S.T.A.L.K.E.R. Mobile. Сколько было обещаний, красивых скринов и видео - все игровое коммьюнити с нетерпением ожидало дня начала продаж. И что же? На поверку это оказался бездумный тир, с ужасной графикой и кривым геймплеем. Спрашивается, зачем нужно было разводить такую пиар-компанию? А ответ я уже давал. Выше. Ради наживы.
На этом я закончу немного затянувшийся пролог и перейду непосредственно к главному действу. Наш герой – украинский разработчик Net Lizard.
Акт первый. Зачинающий.
2006 год. Март. Все игровое коммьюнити взрывает скандальная статья "Непрозрачный плагиат" за авторством Евгения Макарова, также известного под ником Frant. В ней он рассматривает многие
игры от компании Net Lizard в сравнении с другими проектами. И что же обнаруживается? Все, ну или почти все они, скопированы с PC и консольных проектов! Z Mobile – с весьма известной в свое время
игры Z, Laser Squadron - с игрушки для Спектрума Laser Squad, Alien Agression - с Laser Squad Nemesis, Excreman - практически полынй клон Boogerman, а Prince of Egypt, как уже понятно по названию, целиком и полностью "слизан" с Prince of Persia, серии, популярной и по наш день. В качестве доказательств автор приводит множество скриншотов, некоторые из которых я не побоюсь смелости использовать и в своей статье.
Казалось бы, эти события должны послужить достаточным уроком для пока еще молодой и, по-своему, перспективной компании. Но... пора переходить к следующему акту.
Акт второй. Проходной.
2007 год. Май. Четырнадцать месяцев прошло с момента крупного разбирательства с Net Lizard касательно их тяги к плагиату. Но общественность снова всколыхнулась - на этот раз на почве азартных игр, а, вернее, солитера. Пострадавшей в данном случае оказалась компания Reaxion со своей игрой Solitaire Top12 Multipack. Казалось бы - ничем особо не примечательная
игра, обычный проходняк. Но, как ни странно, она привлекла к себе внимание все тех же самых Net Lizard.
Интерфейс
игры Золотые пасьянсы практически полностью украден из оригинальной версии, равно как и "ключевые особенности геймплея". Раскрывать до конца эту историю не буду. Все желающие могут ознакомиться с подробным обсуждением этого вопроса по адресу:
MGDC.ru
В этот раз широкой огласки факт воровства не получил, история довольно быстро замялась.
Акт третий. Неизвестный.
В отличие от предыдущих двух актов, освещающих факты, широко известные в определенных кругах, в этом будет рассмотрен новый материал. Итак, начну по традиции:
2007 год. Декабрь. За несколько дней до нового года компания NETSOFTWARE выпускает игру Лаборатория 3D. Следуя описанию с официального сайта, это шутер от первого лица о Второй Мировой войне. Ровно через месяц на свет появляется очередное детище Net Lizard - Диверсант 3D. Кроме того, обеим
играм предшествовали еще два шутера от тех же компаний - Бункер 3D и Штурм 3D соответственно. А теперь для наглядности проведем общеизвестную игру "Найти 10 отличий":
1. Описание характеристик игр:
Бункер 3D(NETSOFTWARE)
- технологичный 3D движок
игры- увлекательный и продуманный сюжет
- детализированная графика
- сбалансированный игровой процесс
- уровни являются прототипами реальных помещений
- качественное музыкальное сопровождение (8 саундтреков)
- высокая динамика (средняя скорость
игры - 25 кадров/сек)
Штурм 3D(Net Lizard)
- высоко технологичный 3D движок
игры- super детализированная графика
- увлекательный и продуманный сюжет
- сбалансированный игровой процесс
- 3 типа оружия (автоматич.пистолет, ракетница, плазменная пушка)
- возможность одновременной стрельбы с одной/двух рук
- качественное музыкальное сопровождение
- высокая динамика
игры2. Логотипы игр:
Для сравнения я по
играл в оба проекта. И тут Net Lizard не отошли от своих традиций. Скопированы все элементы оформления (орлы, флаги, портреты с Гитлером), даже текстуры похожи! Хотя, конечно, вы можете возразить, что это – стандартная стилистика игр про Вторую Мировую. Но вкупе со всем остальным это производит другой эффект.
Особо подозрительные читатели могут найти подтверждение вышеприведенным данным на официальных сайтах обеих компаний.
Причем еще раз обращу внимание, что
игры от NETSOFTWARE выходили стабильно раньше соответствующих им игр от Net Lizard, как раз оставляя нашим героям достаточно времени для копирования своих идей. И правда - зачем придумывать что-то новое, ведь можно использовать хорошо забытое старое... или, как в нашем случае, просто чужое новое.
Акт 4. Современный.
2009 год. Net Lizard разразилась большим числом новых игр, ставших «хитами» на территории стран СНГ. Но попробуем задаться вопросом - заслуженно ли?
Пойдем в хронологическом порядке. И первой на очереди у нас Moon(Луна) - стратегия в формате 2D. Вспомнив скандал 2006 года, я попробовал поискать корни у этой
игры - и, как оказалось, они лежали на поверхности!
Игра всех времен и народов - Starcraft. Сравним некоторые графические элементы:
Но буду честным до конца - здесь наличествует как раз таки "прозрачный плагиат", когда украдены лишь сами общие идеи и стиль. Это еще не так страшно. Хотя вкупе со всем остальным картины это не изменит.
Storm 3D. До боли знакомые локации, визуальный стиль, предметы оформления… При ближайшем рассмотрении оказывается, что в этом творении от Net Lizard огромное количество идей позаимствовано из всем известного Doom.
Следующим номером идет Дрожь 3D – еще один «псевдо-шутер». Сама история здесь начинается с логотипа
игры. На первый взгляд ничего не напоминает. Но что получится, если перевернуть его вверх ногами?
Да, именно. На смену Doom пришел Quake. Откуда же черпать «новые» идеи, как не из легендарных хитов? В этом случае плагиат не так очевиден, но при сравнении скриншотов локаций можно увидеть множество довольно-таки любопытных сходств.
Далее по списку - Тени Египта 3D - первый шутер полностью в трехмерном окружении. Здесь я воздам должное Net Lizard за работу над технической частью
игры. Но вот визуальная... Судите сами:
Как говорится, no comments...
Позволю себе заглянуть в недалекое будущее. Думаю, все уже ознакомились с видео новой
игры от все тех же Net Lizard, технологического наследника Египта – Clone 3D. Но и тут, как водится, не обошлось без заимствования чужих идей – сравним элементы дизайна и сюжета с небезызвестной Red Faction.
И гвоздь этого акта - Советские Игровые Автоматы. Абсолютно случайно в просторах интернета я набрел на очень интересную вещь – PC игру с таким же названием.
Более того, списки мини-игр также практически полностью идентичны. Заинтересовавшись этим фактом, я связался с разработчиками - Sky Horse Games. Мои подозрения полностью оправдались. Лицензию на издание мобильной версии своей
игры они никому не продавали. Ответ их со-учредителя приведен ниже:
«Уважаемый Егор,
подтверждаю, что наша компания "Скай Хорс" никому не передавала права на использование материалов
игры "Советские игровые автоматы".
Владельцев сайта netlizard.net, через который распространяется нелегальная мобильная версия нашей
игры, мы не знаем.
С уважением,
со-учредитель ООО "Скай Хорс"
Владимир Невзоров»
Здесь явно наличествует тот самый «непрозрачный плагиат». И, возможно, как раз в данном случае Net Lizard наконец-то придется ответить за это по полной программе перед Sky Horse Games и их издателем «Новый Диск».
Акт 5. Неожиданный.
2009 год. Время то же, но место действия немного сместилось. Но – обо всем по порядку.
После публикации некоторых статей в нашем журнале, часть читателей объявила их «заказными», хотя они и были предупреждены о субъективности оценки
игры авторами рецензии. Тем не менее со всех сторон слышались крики «да как же вы могли…», «да оно же не стоит того…». Но – не в этом суть. Примерно в это же время на e-mail редакции приходит весьма интересное письмо от все тех же Net Lizard. Приведу отрывок:
«Хотелось бы обсудить с вами в таком случаи фин. условия с вашей стороны,
(как бы в поддержку вашего журнала), предложите пож. какой вариант для
вас есть приемлемый, что бы статьи об игровой индустрии от нашей
компании описывались так же красочно, как и заслуживают.»
Меня, как главного редактора, это возмутило, особенно в связи с последней критикой в наш адрес. Что же представляет собой разработчик, если его
игры не могут получить хорошей оценки без взяток? А ведь, значит, все их хваленые места в «топах стран СНГ», по сути, тоже заслуга одних лишь денег? Чего же проще – проплатить контент-провайдерам определенную сумму и получить первое место в рейтинге. А отсюда – увеличение продаж
игры. И, как следствие, нажива. В условиях текущего кризиса такие действия с их стороны могут очень негативно повлиять на менее именитых разработчиков, что не есть хорошо. Я решил этого просто так не оставлять и продолжил нашу дискуссию с целью получить больше доказательств попытки подкупа.
Отрывки из нашего ответа:
MTOG - «А вот "финансовая поддержка" - вопрос довольно таки интересный... Хотелось бы услышать ваши конкретные предложения касательно суммы и того, что мы должны будем за нее сделать…»
«А вообще, давайте рассмотрим с вами этот вопрос поглубже. Что именно вы хотите от нашего журнала? Признаться, мы давно ждали от вас такого правильного и обдуманного шага. Поэтому просим вас представить нам ваши финансовые возможности оплаты нашего пиара и хвалебных од, или других наших..хм.возможностей. Просим Вас описать всё как можно чётче, кому, что и как.»
Net Lizard – «…Напишите какие у вас таксы или расценки с теми с кем вы
работаете уже, да и все...»
MTOG - «Процедура "бартера" довольно проста: вы переводите нам на счет WebMoney некоторую сумму с кодом протекции, мы пишем статью, показываем ее вам, если все ок - то после публикации очередного номера вы нам говорите код протекции.»
Net Lizard – «окей, можно будет попробовать поработать тогда с вами, не вопрос…»
На этом я счел разумным закончить нашу переписку, так как все доказательства уже налицо. Объявлю еще раз во всеуслышанье – мы статьи не продаем. И не покупаем. И без разницы какой величины разработчик или издатель, предлагает ли он нам деньги или грозит судом, наши мнения о конкретной
игре этим не изменить. К слову, подобные попытки с их стороны уже были, и не раз, но только сейчас я решил довести дело до конца и рассказать об этом нашим читателям. Знайте, с кем связываетесь и кого боготворите. Деньги не пахнут? Нет, как раз в нашем случае они пахнут, причем запах этот – премерзкий.
Акт 6. Завершающий.
Говорят, что люди со временем меняются. Но жизнь часто доказывает нам обратное, как и в данном случае. Что в 2006 году, что в наше время, для Net Lizard все решали только деньги. Отсюда – и такое огромное количество плагиата, ведь гораздо проще украсть чужие идеи, чем платить людям, которые их будут придумывать сами. Отсюда – и взятки, которые, как я уверен, они предлагали не только нам. И, судя по отсутствию каких-либо публикаций на данный счет, другие согласились. Хочу обратиться напрямую к их директору Алексею Решетило. Запомните, не все можно купить. И не на всем нужно извлекать максимальную выгоду, включающую в себя грязные деньги. Деньги, заработанные обманным путем.
Надеюсь, что этой статьей я открыл кому-то глаза на творящееся в индустрии мобильных игр. Но не забывайте, что не все такие, как Net Lizard. Есть и добросовестные люди, которые каждой игрой стараются что-то донести до наших сердец. Будьте и вы честны со всеми.
©Егор YourDestiny Толстой
Информация взята с сайта mtog.ru
Спасибо за внимание!